Выбор винта (пропеллера)

При расчёте винто-моторной группы учитывается много параметров. Например такие, как размер самолёта, его тип и назначение. Поэтому от выбора винта во многом зависит дальнейший выбор мотоустановки, контроллера (регулятора оборотов двигателя) и характеристик аккумулятора. Именно так: «Пляшем от печки, то есть от винта.» Основные параметры, которые мы учитываем при выборе воздушного винта — это диаметр и шаг.

Так как основную массу авиамодельной техники по типу мотоустановки и лётным характеристикам можно с определёнными оговорками отнести к пилотажным моделям, остановимся подробнее на подборе винтов именно для них. Специфика подбора винтов для бойцовок, гоночных моделей, мотопланеров несколько отличается. Конечно, самое правильное, начинать подбор винта, опираясь на рекомендации производителя набора (KIT/ARF), но когда мы строим модель «с нуля» таких рекомендаций может и не быть. В таком случае можно воспользоваться следующей методикой: для авиамоделей с размахом крыла от 1,5 метров подбираем винт, равный примерно 25% размаха крыла, а для меньших моделей этот параметр необходимо немного увеличить.

vinty

очется ещё раз подчеркнуть, что данная методика подходит лишь для «чернового», первичного подбора винта.Таблица соотношения размаха крыла к диаметру винта выглядит примерно так:
Размах крыла Диаметр винта
40 дюймов (1000mm) 10-11 дюймов
47 дюймов (1200mm) 12-13 дюймов
52 дюйма (1300mm) 13-14 дюймов
70 дюймов (1600mm) 15-16 дюймов
80 дюймов (2000mm) 20-22 дюйма
Следует учитывать тот факт, что так называемые «Фан флай» (Fun Fly) и модели для 3D-пилотажа используют винты больших размеров, а скоростные авиамодели и модели-тренеры — меньших, чем приведенные в таблице.Теперь давайте попробуем разобраться за что отвечают эти две основные характеристики — диаметр и шаг воздушного винта. Как видим измеряются они в дюймах, если ваш пытливый ум желает перевести дюймы в миллиметры, то просто умножьте дюймовый размер, приведенной для конкретного винта на 2,54 и получите диаметр интересующего вас пропеллера в миллиметрах.Диаметр винта в основном определяет статическую тягу мотоустановки (поднимет ли модель вверх утюг, привязанный к хвосту или нет? :-))), а также площадь обдува рулевых поверхностей (в основном элеронов). Как пример, поведение самолёта на вертикалях во многом зависит от статической тяги винта, так как подъёмная сила крыла в данном случае не работает.

В свою очередь, от шага винта в большей степени зависит скорость воздушного потока, отбрасываемых винтом. То есть от шага винта зависит то, с какой скоростью сможет двигаться модель и скорость потока воздуха, которым будут обдуваться рулевые поверхности. В конечном счёте от этого параметра зависит скорость реакции самолёта на рули, особенно рули высоты И рули направления.

Оценивая эти два параметра воздушных винтов — резюмируем:
— большая статическая тяга (тяговооружённость) необходима при выполнении вертикальных фигур и 3D пилотажа;
— большая скорость потока важна для скоростных самолётов, гонок, бойцовок;
— самолёты летающие F3A (современные пилотажные комплексы) нуждаются в обоих свойствах, и здесь без компромиссов между тяговооруженностью авиамодели и ее скоростными характеристиками не обойтись.

Третьим важным параметром винта является его тип. Рассмотрим некоторые из них, наиболее интересные для начинающих авиамоделистов:

Тип «Е» (электро) — классические пилотажные винты для электромоторов. Самый распространённый тип. Рассчитан на вращение со скоростью 8000-10000 оборотов в минуту.

Тип «SF» (слоу флайер) — винты с увеличенной тяговой характеристикой. Менее прочные чем серия «Е» и более лёгкие. Эффективно работают на малых оборотах 6000-7000 об./мин.

Тип «Р» (пушер) — толкающий, то есть винт отбрасывающий поток в обратную сторону. Для электрических двигателей не слишком актуальный, ибо электрический двигатель не сложно заставить вращаться в любую сторону.

Тип «F» (фолдинг) — складной винт. В основном используется на планерах для улучшения планирующих свойств при выключенном моторе.

folding

Ещё одна характеристика о которой очень много говорят, но вряд ли она серьёзно влияет на качество выполнения винтом своего непосредственного предназначения — это материал из которого он сделан. Основными материаллами для изготовления винтов являются дерево, пластик и карбон.

Как пример давайте рассмотрим типовой воздушный винт.

aps12_6

Винт имеет маркировку APS E 12*6, где APS — фирма производитель пропеллера, Е — тип винта, подходит для использования на авиамоделях, оснащенных электродвигателем, 12 — размер винта в дюймах, 6 — шаг винта в дюймах. Исходя из полученных нами знаний предположим, что данный экземпляр будет хорошо работать на авиамоделях с размахом крыла около 1200 мм., использующих электромотор.

Comments are closed.

Powered by WordPress
Яндекс.Метрика